КЫРГЫЗ БИЛИМ БЕРҮҮ АКАДЕМИЯСЫ

КЫРГЫЗ БИЛИМ БЕРҮҮ АКАДЕМИЯСЫ

КЫРГЫЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Профориентация

Методические рекомендации

по организации  профориентационной работы в школе

 

В Стратегических планах развития образования Кыргызской Республики, указывается на актуальность развития  профессиональной ориентации школьников. Это связано с тем, что в условиях рыночных отношений происходят качественные изменения в сфере труда, возникает множество новых профессий, и мир профессий приобретает чрезвычайную изменчивость и динамичность. К тому же, в условиях современного жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией. Поэтому каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности. Именно поэтому профориентация в школе требует новых подходов, направленных на оказание помощи учащимся сделать более осознанный выбор, который приходит через  понимание своих возможностей и целей.

В республике на протяжении последних трех лет реализуются проекты по профориентации как отечественных, так и международных организаций, имеющих разные подходы. К примеру, Общественный фонд Глобальных перемен осуществляет свой проект по профориентации через классные часы для учащихся 5-11 классов в г. Бишкек и в Нарынской области. Данная работа направлена на всех детей, при этом особое внимание уделяется детям группы риска из социально-уязвимых семей, семей-мигрантов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Международный проект GIZ (Германия) внедряет сербскую модель 5-ступенчатой программы по профориентации через кружковую работу для учащихся 9 классов, при этом акцент делается на связь с общественностью. На юге страны Общественный фонд «Ош жаштары» внедряет швейцарскую модель через курс по самопознанию  в 8-11 классах, где одним из его компонентов  является профориентация. Данные проекты реализуются в пилотных щколах: проводятся тренинги для учителей и учащихся, апробируются программы, руководства и пособия, которые разрабатываются также и в электронных вариантах для использования в условиях удаленного обучения. Кроме того Институтом развития молодежи разрабатывается первый Атлас новых профессий в Кыргызстане для школьников и молодежи. Данные учебно-методические и справочные материалы будут доступны для всех школ после их апробации.

Сегодня главной задачей школы является подготовка обучающегося (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у них внутренние (психологические) регуляторы поведения; создать внешние и внутренние условия формирования социально одобряемого профессионального самоопределения.

Профориентация в школе – это комплекс целенаправленных мероприятий для выявления у школьников склонностей к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Профориентация реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольной и внеурочной работе с учащимися и их родителями. Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в учебно-воспитательном процессе.

Цели, задачи и ожидаемые результаты профориентации

Цели профориентации:

  • оказание помощи школьникам в осознанном выборе профессии;
  • формирование психологической готовности к выбору, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности;
  • повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.

Задачи школьной профориентационной работы:

  • сформировать у учащихся активную позицию в выборе будущей профессии;
  • вооружить детей знаниями о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии;
  • подготовить к профессиональному самоопределению.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность мотивов осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;
  • повышение уровня готовности к обучению, уверенности в выборе будущей профессии;
  • выявление соотношения интересов, склонностей и способностей учащихся.

Система профориентационной работы в школе

Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах. Эта комплексная система, включающая в себя  следующие  основные аспекты:

Экономический аспект – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профпригодности, путей повышения мотивации к труду. Он также является процессом помощи и направления к выбору той или иной специальности, учитывая, как интересы подростка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический аспект – оказание помощи в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический аспект – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический аспект – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный аспект  – состоит в исследовании различной информации, связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к  труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных  сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе классных часов или факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе будущей профессии;  формирование образовательного запроса, соответствующего

интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Методы и формы проведения занятий с обучающимися:

  • активизирующие профориентационные опросники и тесты;
  • читательские конференции по профориентационной тематике;
  • классные часы-экскурсии в организации, где работают родители;
  • приглашение специалистов тех профессий, которые востребованны на рынке труд;
  • работа в группах, где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
  • индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;
  • профориентационные и деловые игры с классом и др.

Формы работы с родителями:

  • тематические родительские собрания;
  • классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
  • организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога, социального педагога;
  • индивидуальные беседы;
  • совместные детско-родительские профориентационные игры и др.

Профориентационные диагностические и консультативные виды работ:

  • исследование мотивации выбора профессии;
  • исследование профессиональных интересов;
  • исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
  • индивидуальные консультации психолога, социального педагога, классного руководителя для учащихся и их  родителей.

От разнообразия средств и методов достижения цели будет зависеть результат профориентационной работы. Все положительные результаты по профессиональному самоопределению учащегося – это следствие совместной деятельности всего педагогического  коллектива и самого обучающегося.

Критерии  эффективности профориентации школьников

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий, прежде всего, на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения;
  • потребность в обоснованном выборе профессии.
  • уверенность школьника в социальной значимости труда;
  • степень самопознания школьника;
  • наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается  одним из основных критериев эффективности профориентационной работы.

М.Т. Иманкулова, Э.А. Супатаева

научные сотрудники  лаборатории психолого-педагогического

сопровождения Центра стратегического развития образования  КАО

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Өспүрүмдөрдүн өзүн өзү таанып-билүү жана жеке өнүгүү» курсу «Юз оф Ош» / Курс «Самопознание и личностное развитие подростков» подготовлен Общественным объединением «Юз оф Ош» – 168 с.
  2. Профориентационная программа кружковой работы в 9-х классах общеобразовательных школ. – GIZ – 2020

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ САЙТЫ

 http://okuu.edu.kg /тарбия

www.tarbia.kg  – “Класс жетекчи” сайты

www.gcf.kg раздел Профориентация на сайте Фонда глобальных перемен.

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial