КЫРГЫЗ БИЛИМ БЕРҮҮ АКАДЕМИЯСЫ

КЫРГЫЗ БИЛИМ БЕРҮҮ АКАДЕМИЯСЫ

КЫРГЫЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«Анализ достижения цели устойчивого развития -4 в Кыргызстане»

10 декабря 2019 состоялся круглый стол «Анализ достижения цели устойчивого развития -4 в Кыргызстане» организованный Ассоциацией развития образования в Кыргызстане.

С вступительрным словом выступила Масума Баширова – исполнительный директор  Ассоциация развития образования в Кыргызстане (действует с апреля 2019 года).

Анастасия Дмитриенко – эксперт, ОО «Лига иновационного развития» презентовала результаты анализа достижения Цели устойчивого развития 4 в нашей стране.

Цели устойчивого развития ООН “Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года” приняты 25 сентября 2015 года. Цели и задачи повестки охватывают широкий спектр направлений действий — от борьбы с бедностью до построения миролюбивого и  открытого общества, и  важная роль в  достижении поставленных целей отведена образованию. Ему целиком посвящена четвертая цель ЦУР‑4 «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

ЦУР‑4 предполагает решение десяти задач:

«4.1. Получение бесплатного, равноправного и  качественного начального и  среднего образования.

4.2. Доступ к  качественным системам развития, ухода и  дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования.

4.3. Равный доступ к недорогому и качественному профессионально-техническому и  высшему образованию, в  том числе университетскому.

4.4. Владение востребованными навыками, в том числе профессионально-техническими навыками, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельностью.

4.5. Ликвидировать гендерное неравенство в  сфере образования и обеспечить равный доступ к образованию и  профессионально-технической подготовке всех уровней для уязвимых групп населения, в том числе инвалидов, представителей коренных народов и  детей, находящихся в  незащищенном положении.

4.6. Обеспечить, чтобы все молодые люди и  значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и  женщин, умели читать, писать и считать.

4.7. Приобретать знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в  том числе посредством обучения по  вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, пропаганды культуры мира и ненасилия, гражданства мира и осознания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие.

4.a. Создавать и совершенствовать учебные заведения, учитывающие интересы детей, особые нужды инвалидов и  гендерные аспекты, и  обеспечить безопасную, свободную от  насилия и  социальных барьеров и  эффективную среду обучения для всех.

4.b. Значительно увеличить во  всем мире количество стипендий, предоставляемых развивающимся странам, особенно наименее развитым странам, малым островным развивающимся государствам и африканским странам, для получения высшего образования, включая профессионально-техническое образование и  обучение информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), технические, инженерные и  научные программы, в  развитых странах и  других развивающихся странах.

4.c. Значительно увеличить число квалифицированных учителей, в  том числе посредством международного сотрудничества в  подготовке учителей в  развивающихся странах, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах» [United Nations, 2015. P. 19–20].

В итоге анализа достижения Цели устойчивого развития 4 были определены три сквозные проблемы системы образования в Кыргызстане:

Содержание (стандарты, учебные программы, квалификация учителей). Сегодня образовательные стандарты не соответствуют требованиям современного мира. Должны быть установлены новые и более высокие стандарты, особенно для высшего образования. Следует отметить, что не все образовательные программы создаются на основе компетентностного подхода. Важно обеспечить согласованность образовательных программ на разных уровнях образования, чтобы избежать ненужного дублирования в программах одних и тех же образовательных элементов. Не менее важна и проблема качества новых учебников. Также важно обучать учителей, чтобы они могли использовать новые программы и стандарты в своей работе. Иначе даже с разработанными стандартами и учебными планами ситуация не изменится.

Финансирование. Недостаточность финансирования системы образования. Более 85% расходов покрывают текущие нужды, инвестиции минимальны. Это напрямую влияет на такие имеющиеся в системе образования проблемы как содержание и качество образования, доступность образования для различных слоев населения, развитие связей с рынком труда и другими. Учитывая ограниченность бюджета, предлагается обратить внимание на его оптимизацию, поиск альтернативных источников финансирования, государственно-частное партнерство, социальное предпринимательство и развитие пришкольных хозяйств. Также важно повысить прозрачность распределения бюджета и средств международных организаций и попечительских советов.

Управление (менеджмент) как на национальном уровне, так и на уровне отдельных образовательных организаций. В совокупности можно сказать, что центральной проблемой системы образования в Кыргызстане является низкое качество на всех уровнях, несмотря на значительные государственные расходы на образование относительно прочих сфер. Устранить данную проблему возможно только при осуществлении комплексного подхода, включающего оптимизацию образовательных стандартов, процессов финансирования и управления, а также развития безопасной образовательной среды.

В работе круглого стола приняли участие завлабораторией теории и практики образования и воспитания КАО Супатаева Эльвира Акиновна и представители гражданского общества, представители государственных структур и представители прессы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong> 

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial