mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня52
mod_vvisit_counterНеделя423
mod_vvisit_counterМесяц9408
mod_vvisit_counterВсего846236

We have: 54 guests online
Ваш IP: 54.82.73.21
 , 
Сегодня: Ноя 16, 2018
Об участии сотрудников КАО в семинаре, посвященном подготовке к внедрению учебных программ по Ph.D PDF Печать E-mail
14.07.2017 06:59

12-13 июля 2017 года заведующая отделом науки и инноваций к.п.н. Аманова Г.М., к.м.н., доцент, в.н.с. лаборатории ППО Сакимбаев Э. Р., ведущий специалист отдела НиИ Толобекова З.Ш. приняли участие в работе семинара, посвященного подготовке к внедрению учебных программ по Ph.D в рамках региональной программы GIZ “Профессиональное образование в Центральной Азии».

В работе семинара приняли участие эксперты GIZ (Германского общества по международному сотрудничеству), представители вузов Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана.

Основными целями семинара были следующие:

  • Обзор общих подходов к внедрению учебных программ по Ph.D.
  • Анализ текущей ситуации в подготовке докторов Ph.D.
  • Обсуждение существующих проблем в подготовке к внедрению учебных программ по Ph.D

Работу семинара открыл Кристиан Штеллинг – руководитель региональной программы GIZ “Профессиональное образование в Центральной Азии», подчеркнувший значимость вклада проекта GIZ для Кыргызской Республики через повышение подготовки кадров высокой квалификации.

Во время семинара были представлены презентации, подготовленные участниками. Выступление эксперта GIZ доктора Михаеля Цобиша было посвящено общей структуре внедрения PhD, включающей:

- управление программой;

- объединение ресурсов вуза (персонал, инфраструктура, услуги);

- адекватное финансирование;

- взаимодействие с другими вузами и исследовательскими центрами, с широким научным сообществом;

-общественное признание.

В докладе доктора Михаеля Цобиша отмечалась необходимость:

- совершенствования методов обучения;

- функционального сотрудничества с частным сектором;

- внедрения современных, международно-аккредитованных учебных программ;

- академического обмена, инициированного на региональном и международном уровнях.

Доклад к.м.н., доцента, в. н. с. лаборатории ППО КАО Сакимбаева Э. Р. был посвящен подготовке докторов философии (PhD) в Кыргызстане, проблемам и путям решения. Докладчик отметил, что сотрудниками Кыргызской академии образования при содействии Министерства образования и науки (зам. министра Б. Турсункулова) в октябре и ноябре 2014 года было предпринято анкетирование высших учебных заведений - насколько реально готовы к подготовке элитных научных кадров по докторским программам PhD. Для нас представляется важным изучение мнений научно-педагогического сообщества, особенно той части, которая непосредственно связана с процессами подготовки доктора PhD. Мы опросили представителей всех региональных и ведущих вузов республики (23).Результаты анкетирования вузов и анализ материалов по подготовке докторов PhD дало нам основание констатировать:

1. В первую очередь необходимо внести изменения в нормативно-правовую базу.

Прежде чем начинать изменения в системе образования, в частности в подготовке кадров высшей квалификации надо обновить и привести в соответствие законодательную базу (внедрение третьего уровня PhD, приравнять ученую степень PhD с кандитатской степенью, защиту и выдачу диплома PhD передать вузам. Но здесь нет единой позиции, хотя большинство вузов за то, чтобы приравнять эти степени.

2. Должны быть государственные научные программы, в которых должны быть задействованы исследователи, претендующие на звание доктора PhD, результатом деятельности которых должны быть либо фундаментальные знания, либо реальные разработки, которые могут внести вклад в развитие экономики и общества.

3. Участие исследователей (доктор PhD) профильных вузов, институтов НАН в разработке, освоении и эксплуатации в приоритетных сферах нашей экономики, горнорудной промышленности, строительство гидроэлектростанций, железной дороги Китай с выходом в Европу, проекты в туризме, в сельском хозяйстве. Каждый соискатель ученой степени заключает индивидуальный контракт, в котором оговорены все условия подготовки. При этом подготовка соискателя искомой степени ориентирована на будущую работу не только в высшем учебном заведении или научном учреждении, но и в промышленности, компаниях и т.д. С этой целью работа над диссертацией во многих случаях осуществляется совместно с компаниями работодателей.

4. На сегодняшний день в пилотных вузах и в КТУ «Манас» обучаются 108 докторов PhD, это много. «Полноценный» доктор PhD – это «штучный» товар. Исходя из количества населения республики, на первоначальном этапе достаточно готовить 25-30 докторов PhD, но в соответствии с требованиями Болонского процесса (особенно в плане достаточного финансирования).

5. Необходимо начать подготовку доктора РhD реализуя болонскую траекторию (Бакалавр-магистр-доктор РhD) и до определенного времени сохранив при этом прежнюю систему подготовки научных кадров (специалист – кандидат наук – доктор наук), а затем заменив подготовку кандидата наук на доктора PhD.

В выступлении проректора по учебной работе КГТУ им. И.Раззакова М.К.Чыныбаева показаны основные отличия в подготовке докторов Ph.D., текущие правовые и юридические ограничения внедрения программы Ph.D. в Кыргызстанеи пути решения.

Докладчик отметил необходимость внесения следующих поправок в Закон «Об образовании»:

- поправки в Статью 1. Основные понятия

  • (доктор философии (PhD), доктор по профилю – академическая степень послевузовского профессионального образования, присуждаемая лицам, выполнившим соответствующую учебную программу и научно-исследовательскую работу с защитой диссертации, и дающая право для осуществления научной и другой профессиональной деятельности;
  • магистр – академическая степень высшего профессионального образования, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению, дающая право для поступления или в аспирантуру и/или докторантуру (PhD), осуществлять профессиональную деятельность.

- поправки в Статью 23. Послевузовское профессиональное образование

  • Послевузовское профессиональное образование предполагает реализацию программ подготовки научно-педагогических кадров с учеными степенями кандидата и доктора наук, а также с академической степенью доктор философии (PhD) или доктор по профилю.
  • Академические степени доктора философии (PhD), доктора по профилю, устанавливаются высшими учебными заведениями в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики

В своем выступлении М.К.Чыныбаев приходит к выводу, что:

- внедрение третьего цикла образования – докторских программ PhD, сочетающих оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью, позволит сократить сроки подготовки и присуждение высшей ученой степени, что повысит интерес молодежи к научной работе и кардинально решит проблему «старения» научных кадров. Средний возраст ученых Национальной Академии наук составляет 73 года, мы склоняем голову перед нашими выдающимися учеными, но нужно думать о завтрашнем дне, кто будет поднимать науку завтра?

- существующий опыт внедрения программ не был успешным. Не решены вопросы утверждения соответствующих нормативно-правовых актов.

Заведующий кафедрой "Логистика"Кыргызско-Германского Технического института при КГТУ д.э.н. Уметалиев А.С. в своем выступлении рассказал о работе, проводимой институтом. Партнерами института являются университеты Германии – BeuthHS и Koeln. Постоянно проводится обмен профессорами и преподавателями. Обучение в институте ориентировано на практику в Германии и Кыргызстане.

Казахские партнеры ознакомили с программами PhD, соответствующими Болонской системе в Казахстане. Представители Алматинского Технологического университета и Казахского Национального аграрного университета поделились опытом подготовки докторов Ph.D. в своих вузах.

Итогом семинара явилось соглашение о создании рабочей группы PhD.

Аманова Г.М.
заведующая отделом науки и инноваций

 
Main page Contacts Search Contacts Search