20-21 февраля 2020 года состоялся семинар по 5-ти ступенчатой модели профориентационной программы кружковой работы в 9-х классах общеобразовательных школ» организованный представительством Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) в рамках сферы деятельности «Улучшение качества услуг рынка труда» программы «Содействие занятости и профессиональному обучению» для сотрудников Кыргызской академией образования
Данный трениг представил результаты апробации программы 5-ти ступенчатой модели по профориентации в 2018-1019 учебном году в 16 пилотных школах в 4 пилотных городах Кыргызстана.
Илмира Мамытова координатор программы GIZ (Германское общество по международному сотрудничеству) «Содействие занятости и профессиональному обучению» отметила, что данная программа поддерживает внедрение системы профориентации в Кыргызстане совместно с Министерством образования и науки, министерством труда и социального развития Кыргызской Республики реализует программу профессиональной ориентации «Содействие занятости и профессиональному обучению» охватывающий, следующие направления деятельности программы:
1) Улучшение качества услуг рынка труда,
2) Содействие занятости молодежи и женщин,
3) Улучшение качества профессионально-технического образования.
В рамках программы GIZ в адаптации данной модели в кыргызском контексте был применен практический опыт Сербии, первоначально разработанный в Австрии на страновом уровне.
Цель данной программы: создание эффективной системы профессиональной ориентации, а также стратегической разработки и координации мероприятий, всеми заинтересованными сторонами на национальном, областном и районном уровнях.
По мнению президента КАО Алмазбека Токтомаметова «Неправильно выбранная профессия, пусть даже и очень престижная, не приносит человеку счастья, не дает возможности реализовать себя. Поэтому, школа и родители должны помочь выпускникам сделать осознанный и продуманный выбор. Учащиеся 9-х классов стоят перед выбором дальнейшего пути образования: идти в 10-й класс или в учреждение профессионального образования (техникум, лицей). Получение практических навыков в той или иной профессии в процессе профессиональных проб способствует принятию правильного решения в планировании профессионального пути».
В школе профориентационная работа проводится под руководством директора, заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками.
В рамках тренинга были выделены основные задачи профориентационной работы:
– скоординировать действия руководителей, педагогов, психолога, по повышению эффективности профориентационной работы среди обучающихся и их родителей с учетом потребностей региона.
– выработка гибкой системы кооперации школы с организациями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
– выявить и развить способности каждого ребенка, помочь ему осознанно сделать правильный жизненный выбор, так как главная награда для педагога – знать, что его ученик состоялся личностно, достиг социального и профессионального самоутверждения.
– подготовка учащихся к профессиональному самоопределению, формирование у них качеств, обеспечивающих успешность личностного, профессионального и карьерного роста.
5-ти ступенчатой модели профориентационной программы кружковой работы в 9-х классах общеобразовательных школ» разработанная представительством Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) в рамках сферы деятельности «Улучшение качества услуг рынка труда» программы «Содействие занятости и профессиональному обучению» включает пять модулей или ступеней:
Модуль № 1. Самопознание.
- Вводная презентация
- В мире интересов
- В мире навыков и способностей
- В мире ценностей
- В глазах других
- Самосознание/ автопортрет. «Мир профессий»
- Родители/ Опекуны
Модуль № 2. Информирование о профессиях и карьере.
- Картина современного мира труда и основные компетенции, требуемые для профессии. «Классификация профессий»
- Области профессии
а) «Путешествие по морям профессий»
б) Игра «Цепочка профессий».
в) Выбор профессии: «Хочу, могу, надо».
г) «Ошибки в выборе профессии»
Модуль № 3. Пути получения образования (10 ч.).
- Гендерные стереотипы и отношения специальностей
- Требования по профессиям, способностей и области трудоустройства
- Профессии, которые предпочитаю.
а) «Секреты» выбора профессии».
- Средние школы и профессия.
а) Пути получения профессионального образования.
б) Проектирование индивидуальной образовательной траектории
в) Притязания человека и его профессиональная карьера (1 час)
г) Принятие решения о выборе профиля обучения
д) Подготовка к будущей карьере.
Модуль № 4.Реальные встречи (6 ч.).
- Подготовка к реальным встречам
а) «Профессии людей, работающих в нашем городе, селе»
б) «Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела»
в) «Проведение целевых экскурсии на предприятие»
г) «Проведение целевых экскурсии на фермерское хозяйство»
- Работа после проведения реальных встреч
Модуль № 5. Принятие решения относительно учебного заведения и в выборе профессии (2 ч.).
- Критерии выбора школы
- Мое решение о выборе школы
Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи. В кружках объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. Кружковая работа организуется на принципах добровольности и самоуправления.
Супатаева Э.А.