КЫРГЫЗ БИЛИМ БЕРҮҮ АКАДЕМИЯСЫ

КЫРГЫЗ БИЛИМ БЕРҮҮ АКАДЕМИЯСЫ

КЫРГЫЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

PISA-2025: ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методические рекомендации

к августовским совещаниям учителей на 2023-2024-учебный год

  1. Актуальность

Государственный стандарт школьного общего образования диктует новые требования к учебному и образовательному процессу, а именно реализацию компетентностного подхода. Необходимость внесения изменений очевидны, в связи с условиями, которые предъявляет современное общество, где для успешной учебной и профессиональной деятельности необходимо не просто автоматическое выполнение заранее известных действий, а умение работать с информацией, критически оценивать источники, успешно взаимодействовать, не смотря на различия, выбирать шаги в новых условиях для нахождения выхода из проблемной ситуации.

Эта способность требует не только предметных знаний, но реализуется на метапредметном уровне, т.е. является совокупностью предметных и ключевых компетентностей. При коммуникации учащиеся решают актуальные для их жизнедеятельности коммуникативные задачи, что формирует способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности, на основе социального собственного опыта. При работе с информацией необходим ее анализ и синтезирование, организация и оценка данных, а также выбор стратегии при решении проблемы. Таким образом, ключевые компетентности обладают «многофункциональностью и надпредметностью».

Функциональная грамотность формируется на всех предметах через использование следующих подходов:

  • формулирование заданий открытого типа с множеством вариантов решений;
  • ситуации, связанные с реальной жизнью учащихся, преодоление которых отличается от учебных задач на уроке;
  • решение проблем требует умений и навыков, полученных на других предметах: математических вычислений, знание законов физики, применение химических формул и т.д.;
  • проектное обучение для решения какой-либо проблемы с использованием разнообразных приемов и средств обучения, интеграции знаний и умений из различных областей науки, техники и технологии и получение реального практического результата.

Ключевые компетентности (информационная, социально-коммуникативная, самопознание и разрешение проблем) даны в Государственном стандарте по уровням: репродуктивный, продуктивный и креативный.

  • На репродуктивном уровне учащиеся действуют по шаблону.
  • На продуктивном уровне учащиеся работают самостоятельно в соответствии с задачей.
  • На креативном уровне учащиеся самостоятельно планируют поиск информации, обосновывают использование источников, учитывают цель -роль-аудиторию в коммуникативной ситуации, умеют брать на себя ответственность за результат, демонстрируя лидерские качества.

Методические рекомендации раскрывают технологии обучения для формирования функциональной грамотности учащихся и реализации Государственного стандарта школьного общего образования.

  1. Основные нормативные документы

Содержание образования, организация учебного процесса, а также педагогическая деятельности учителя основана на следующих нормативных документах:

  • Конституция Кыргызской Республики (от 05.05.2021 г.);
  • Концепция развития гражданской идентичности Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021-2026 гг. (от 13.11.2020 г.);
  • Закон Кыргызской Республики «Об образовании» (от 30.04.2003 г.);
  • Концепция развития образования в Кыргызской Республике на 2021-2030 гг., утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23.03.2012г. № 201;
  • Концепция воспитания школьников и учащейся молодежи Кыргызской Республики до 2020 года утверждена приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 22 июля 2014 года № 545/1;
  • Государственный образовательный стандарт школьного общего образования (Постановление Правительства Кыргызской Республики от 22.07.2022 г. № 393);
  • Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20. 11.1989 г.);
  • Концепция развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике (Приложение 1 к постановлению Правительства Кыргызской Республики от 19.07.2019 г. № 360).
  1. Методические подходы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности учащегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В международном исследовании качества школьного образования, имеющем аббревиатуру PISA (Programme for international Student Assessment) — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся  оценивается читательская, математическая и естественно-научная грамотность 15-летних учащихся. Суть функциональной грамотности в том, чтобы  знания помогали  отвечать на многие вопросы, с которыми  встречаются учащиеся в жизни, самостоятельно находить новую информацию, понимать, как устроен мир.

Читательская грамотность определяется как понимание, использование, оценивание, рефлексия и взаимодействие с текстом для достижения целей, развития знания и функционирования в обществе. Многие педагоги изучали понятие читательской грамотности и определяли педагогические условия для ее формирования; определяли формирование грамотности чтения, как расширение собственного опыта с помощью текстов с опорой на навыки критического чтения, что означает использование информации для решения задач. Чтение происходит комплексно, т.е. формируется совместно с пониманием прочитанного, поэтому «познавательное чтение должно стать актуальным, нужным для ребенка». Чтение является «активным, целенаправленным и функциональным применением в различных ситуациях и для различных целей». Учащиеся начальной школы могут выполнять читательские действия на все уровни понимания текста, а именно формулировать основную мысль, выделять ключевые слова, различать жанровые особенности текста. Таким образом, читательская грамотность может формироваться на всех ступенях школы, всех предметах.

Во многих исследовательских трудах, посвященных оцениванию PISA, описываются читательские умения, например, «вычитывать информацию из текста; интегрировать и интерпретировать информацию; оценивать форму и содержание текста». Что они означают для учителя, как работать и что должны делать учащиеся?

До прочтения текста важным шагом является просмотр названия, иллюстрации, подписи под картинкой и затем чтение вводной части. На данном этапе у читателя складывается общее понимание, о чем будет идти речь, он соотносит первоначальную информацию с фоновыми знаниями. Следующим шагом до знакомства с текстом является чтение вопросов и прогнозирование ответов, путем перефразирования, подбора примеров, понимания функции служебных слов, подборе синонимов и антонимов. Читатель должен знать, что главная мысль текста и вывод содержаться в начале и конце параграфа и соответствует структуре:

Основное  предложение

– Деталь

– Деталь

– Деталь

– Основное предложение

Для интерпретации читателю необходимо различать неявно выраженную информацию, выявлять связи и смысл текста, а именно учащийся должен знать, что вопросы даны перефразировано, сделаны выводы.

В исследовании PISA используются «тексты, связанные с жизнью и мотивируют детей на чтение». Формат текста, разработанный составителями исследования PISA, классифицируется как сплошной, несплошной, смешанный, составной. Многими исследователями PISA доказана необходимость интегрирования разного формата текстов в учебный процесс, поскольку такая информация актуальна, может быть использована для обучения и решения жизненных задач.

Таким образом, формирование навыков чтения, как составной части целостного процесса происходит на текстах и ситуациях актуальных для ученика и используемые стратегии работы с информацией должны строить собственный опыт, т.е. для планирования своей деятельности в коммуникативной ситуации.

Для формирования грамотности чтения у учащихся Кыргызстана необходимо учитывать исследования PISA, а именно развивать читательские навыки через использование аутентичных текстов разного формата, что означает  изменение подходов и методических приемов чтения. Такая работа предполагает использование стратегий, т.к. прогнозирование, перефразирование, группировка, обобщение и др. При планировании урока учитель может опираться на Таксономию Блума, уровни мышления которой описывают действия и выводят на оценку и рефлексию, т.е. применение в жизни для решения задач.

Математическая грамотность

Во всем мире современное образование направлено на развитие личности учащегося и достижением им образовательных результатов, которые необходимы для его взаимодействия с обществом, на профессиональное и личностное самоопределение, на готовность самостоятельно заниматься своим дальнейшим развитием. Из этого вытекает потребность в изменении педагогической практики, от простого воспроизведения знаний к новой ориентации – поиску информации, с использованием современных технологий. В этом случаи мы развиваем новое эффективное мышление и ведем ученика к продуктивной деятельности.

На сегодняшний день главной проблемой современного образования является достижение выпускниками школы высокого уровня функциональной грамотности, одной из составляющих которой является математическая грамотность.  Формирование навыков применения школьниками в различных жизненных ситуациях предметных знаний из области математики является одним из основополагающих принципов – целей результативности учебного процесса.

Математическая грамотность – это способность учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах. Она включает математическое мышление и использование математических понятий, процедур, знаний и инструментов, которыми описываются, объясняются и предсказываются явления. Это помогает людям признать роль, которую математика играет в мире, формировать осознанные точки зрения и принимать хорошо продуманные решения, необходимые для конструктивных, заинтересованных и мыслящих граждан. Это понятие является центральным и в исследованиях PISA. Оно определяется как «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому, заинтересованному и мыслящему гражданину». В исследованиях PISA понятие математической грамотности уточняется следующим образом. Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Основными тезисами понятия «Математическая грамотность» является способность обучающихся 5-6 классах:

Понятие «Математическая грамотность» является центральным и в исследованиях PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учеников), оценку которой школам нашей области предстоит пройти в этом году. Оно определяется как «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Три составляющие математической грамотности в программе PISA:

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Учащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной математической грамотности.

Исследования PISA 2006, 2009 годов показали низкие результаты  школьников Кыргызской Республики, достигших 15 –летнего возраста.  Очевидно, что успешность процесса формирования и развития математической грамотности зависит во многом, прежде всего, от желания самого ученика овладеть основами математики. Как же пробудить у него желание учиться? А если оно у него есть, то как его сохранить? Как говорил Д. Пойа «Где есть желание, найдётся путь». Желания определены потребностями, а потребности отражаются в конкретных мотивах.

В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Очевидно, что для этого явно необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые не сводятся к знанию математических фактов, терминологии, стандартных методов и умению выполнять стандартные действия и использовать определенные методы. Необходимо, чтобы ученик не только получал предметные знания, но и после окончания школы успешно применял в реальной жизни. Поэтому, перед учителем ставится задача формировать на уроках математическую грамотность. Для этого используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение, развивающее обучение, активное (контекстное) обучение, игровое обучение, обучение развитию критического мышления, метод дебатов, исследовательское обучение.

Развивать математическую грамотность надо постепенно, регулярно включая в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п.

Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:

Особенности разработки и использования в учебном процессе заданий по функциональной математической грамотности таковы:

Модель задания – схема    текстовой задачи, которая позволяет уровень сформированности функциональной математической грамотности.

Естественно-научная грамотность

Особенность заданий по естественно-научной грамотности состоит в том, что вам предлагают исследовать реальную ситуацию, в которой может оказаться в своей жизни человек, город или селение, а иногда и всё человечество. Вот такое активное знание в области естественных наук часто называют сегодня естественно-научной грамотностью. Естественно-научная грамотность — вполне конкретное понятие, потому что созданы методы, которые помогают определить, в какой мере какой-нибудь человек обладает этим качеством. Этими методами являются специальные задания, при выполнении которых можно показать а) умеет ли ученик объяснять простые явления, используя свои знания, б) представляет ли, как должно выглядеть несложное исследование или эксперимент, при помощи которого можно получить новые факты, в) умеет ли  анализировать какие-либо данные и делать выводы на основании такого анализа. Итак, задания можно разделить на три группы:

1) Научное объяснение явлений.

2) Применение методов естественнонаучного исследования.

3) Интерпретация данных для получения выводов. При выполнении заданий актуализируются знания и умения, которые позволят ориентироваться в современной жизни.

Например:

Задание1

Штормовое предупреждение. В Кыргызстане аномально жаркая погода.

Дата: 10:25, 13-07-2023.

В понятие погода относятся такие метеорологическим элементы, как: температура воздуха, влажность воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра, облачность, количество атмосферных осадков и другие.

Информация об опасных метеорологических условиях, которые не были предусмотрены прогнозом погоды называется -штормовое предупреждение.

Бишкек. 13 июля. КирТАГ – Министерство чрезвычайных ситуаций объявило штормовое предупреждение из-за аномальной жары в стране с 13 по 14 июля. По данным синоптиков, в Чуйской, Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской областях температура воздуха поднимется до +36..+41 градусов, в Таласской области +34..39 градусов. При такой жаркой погоде во избежание обезвоживания организма и получения теплового удара рекомендуется избегать прямых солнечных лучей, а также проводить обильный полив сельскохозяйственных культур. Что делать при аномальной жаре?

— по возможности в самое жаркое время суток избегайте прямых солнечных лучей и старайтесь находиться в тени.

— для защиты от жары носите головной убор и светлую просторную одежду из натуральных тканей.

— пить больше жидкости (2,5-3л), лучше кипячёную, остуженную до комнатной температуры лучше всего минеральную воду без газа, подкисленный лимоном холодный зеленый или черный чай. От газированных  напитков лучше отказаться.

— следите, чтобы вода не была чрезмерно холодной, так как в жару увеличивается риск заболеть ангиной и ОРЗ в связи с тем, что происходит снижение иммунитета.

— купание хороший способ охладить организм, при купании следует соблюдать правила купания.

Вопрос № 1 (научное объяснение явлений).

Почему купание хороший способ охладить организм?

При испарении воды с поверхности кожи, температура тела уменьшается.

Вопрос № 2  (применение методов естественно-научного исследования).

Тумар взяла тарелку с песком и с водой и поставила на солнце и измеряла температуру. Что хотела Тумар доказать?

Дайте развернутый ответ.

Ответ: Песок нагревается очень быстро, а значит быстрее и больше отдает тепла воздуху. Прогревание воды происходит гораздо медленнее, а значит и отдача тепла тоже снижена – 2 балла. Если ответ частично – 1 балл.

Вопрос № 3 (интерпретация данных для получения выводов).

Еще из уроков природоведения мы знаем, что прозрачные объекты пропускают через себя солнечные лучи, не нагреваясь. Проверить это достаточно легко. Когда солнце светит в окно, то очень скоро место на столе (или другом предмете), куда попадает солнце, нагревается, но если приложить руку к стеклу, через которое проходят солнечные лучи, то стекло будет прохладным. Как же тогда нагревается воздух, если он прозрачный и пропускает солнечные лучи сквозь себя, не нагреваясь?

Дайте развернутый ответ.

Воздух нагревается от земной поверхности – 1 балл.

Достигнув земной поверхности, солнечные лучи нагревают ее, а затем тепло от них передается воздуху – 2 балла. В этом задании 8 вопросов.

Группа заданий, объединённых одной ситуацией или одним сюжетом –  комплексные задания. Именно комплексные задания выполняют школьники многих стран,  которые участвуют в международном исследовании PISA. Поэтому мы должны подготовить учащихся для выполнения именно комплексные задания. При этом обязательно учитывать предметный стандарт.

Рекомендуемые материалы:

1) Банк заданий http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

В материалах, разработанных в ходе проекта с 2018 по 2022 год, по каждому направлению функциональной грамотности содержатся:

  • Списки открытых заданий, тексты самих заданий и сопроводительные материалы: характеристики представленных заданий, система оценивания и методические комментарии;
  • Диагностические работы с сопроводительными материалами;
  • Методические рекомендации с 5-9 классы.

Данные материалы представляют интерес для педагогов, психологов, специалистов в области образования, и помогают не только в понимании вопросов формирования функциональной грамотности, но и позволяют реализовывать данное направление в педагогическом процессе. Подготовленные материалы можно использовать в урочной и внеурочной деятельности.

2) Материалы доступные на сайте КАО www.kao.kg/pisa/

Камчиева А. Методические основы формирования и оценки функциональной грамотности учащихся (математическая грамотность) : методическое пособие. – КАО, 2023. – 127 с.

Зав. отделом многоязычного и инклюзивного образования КАО Орусбаева Д.Н.,

научные сотрудники лаборатории естественно-научного и математического образования КАО  Камчиева А.М. и Базаркулов Т.А.

fb-share-icon

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong> 

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial