Ош показал худшие результаты после замера доступности качественного образования
Второй по численности город Кыргызстана оказался на последнем месте в рейтинге по индексу неравенства доступа к качественному среднему образованию. Ош, в частности, продемонстрировал самые низкие в стране показатели по критерию, оценивающему условия обучения. Самая благополучная ситуация с точки зрения доступа к качественному образованию сложилась в Нарынской области.
Индекс неравенства доступа к качественному образованию (Index of Disparity in Access to Quality Secondary Education IDAQSE) специально для стран Центральной Азии разработан трансграничной командой исследователей под руководством ОФ «PaperLab». В его основе — ряд официально измеряемых показателей, на которые государства могут воздействовать напрямую. Показатели для Кыргызстана разделены на три группы: «условия обучения», «акторы образования», «доступность ИКТ».
В критерий «условия обучения» включены три показателя: доля школ с трехсменным обучением; доля аварийных школ; доля школ с надворными туалетами. Самая плачевная ситуация с перечисленными показателями сложилась в Оше. Нарынская же область, наоборот, располагает наилучшими условиями для качественного обучения.
Критерий «акторы образования» включает в себя четыре показателя: доля учителей с высшим образованием; количество учеников на одного учителя с высшим образованием; отношение средней зарплаты учителя к средней зарплате по региону; доля выпускников 11 классов, продолживших обучение. Главным аутсайдером по этой группе показателей стала Иссык-Кульская область, лидером — Баткенская область.
Критерий «доступность ИКТ» состоит из четырех показателей: доля школ с доступом в интернет; количество учеников на один школьный компьютер; соотношение стоимости услуг интернета и средней зарплаты в регионе; соотношение стоимости самого дешевого ноутбука и средней зарплаты в регионе. Наибольшую доступность ИКТ продемонстрировала столица, наименьшую — Ошская область.
Индекс разработан в рамках проекта «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик», который реализуется при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание исследовательской работы отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда. Медиапартнером проекта выступает Международный центр журналистики MediaNet.
Приложение
Регионы | Условия обучения | Акторы образования | Доступность ИКТ | Итого по трем критериям |
Баткенская область | 51,0 | 61,4 | 65,6 | 59,3 |
Бишкек | 29,5 | 57,8 | 88,3 | 58,5 |
Джалал-Абадская область | 43,0 | 45,1 | 71,9 | 53,3 |
Иссык-Кульская область | 57,7 | 42,7 | 73,1 | 57,9 |
Нарынская область | 61,3 | 60,0 | 71,5 | 64,3 |
Ош | 18,8 | 47,4 | 75,3 | 47,2 |
Ошская область | 49,8 | 58,4 | 62,4 | 56,9 |
Таласская область | 39,9 | 50,9 | 74,7 | 55,2 |
Чуйская область | 58,3 | 44,1 | 69,7 | 57,4 |
Кыргызстан | 48,0 | 47,5 | 76,5 | 57,3 |
максимум по всем позициям — 100 баллов